Стенография / На главную

 


Глава II. СЛИТНЫЕ ЗНАКИ И ГЛАСНЫЕ
§22. Использование цифр и математических знаков

Для записи сокращений широко используют цифры и математические знаки, из которых часть вам известна:

Слова «сто», «тысяча», «миллион», «миллиард» пишут в верхней позиции, с подчеркиванием, если они стоят отдельно:

Простые дроби пишут без разделительной черты:

Слова «половина», «треть», «четверть» пишут цифрой в положении знаменателя:

Слово «процент», когда оно употребляется отдельно, пишут трехмерной чертой с маленьким нулем в верхней позиции. После цифр нуль не пишут:

Годы текущего двадцатого века пишут на контрольной линии двумя последними цифрами одномерного размера с подчеркиванием. В датах прошлых веков пишут все цифры. Слово «год» после дат не ставят.

Слово «квартал» пишут уменьшенными цифрами наверху:

Слова «пятилетка», «восьмилетка» и т. д. также располагают наверху, а ЛЕТ(ИЕ, ИЙ) в сложных словах пропускают или сокращают:

Упражнение 58. Застенографируйте, сверьте и напишите под диктовку 2—3 раза.

Пятьдесят восьмой, семьдесят девять, десятый, трижды, однако, одинокий, одинаково, одиночный, первобытный, наиболее, все более, во много(м), много раз, понемногу, один из многих, вчетверо, во-вторых, удвоили, до этого уровня, неравновесие, параллельность, перпендикулярно, перпендикулярны, пропорциональность, пропорционально, сто тысяч, сотни, двести, триста тысяч, миллионный, восемьсот миллионов, десять миллиардов, одна пятая, два с половиной, проценты, пятипроцентный, тысяча восемьсот двадцать пять, тысяча девятьсот семнадцатый год, тысяча девятьсот пятый год, тысяча восемьсот шестидесятый — тысяча девятьсот шестьдесят четвертый годы, сорок четвертый — сорок пятый годы, третий квартал, девятая пятилетка, восьмилетний, десятый пятилетний план, десятая пятилетка, тысячелетие, однолетний, неоднократно, более, больше, большой, все больше.

Упражнение 59. Прочитайте, несколько раз напишите.

Упражнение 60. Застенографируйте, напишите под диктовку несколько раз.

Сокращения:

В нашей стране более 270.тысяч озер. В одной только Карелии озер 42 тысячи, т. е. 16 процентов площади этой республики, а в Вилюйской впадине их еще больше — общая площадь озер там равна почти 25 процентам. Озера приносят пользу нашему народному хозяйству. Но озерам нужен и хороший хозяин, так как надо уберечь их от высыхания.

Примером энергетической службы озер можно считать озеро Севан, которое питает целый каскад ГЭС на вытекающей оттуда реке Раздан. Такую же роль играет и Байкал для Иркутской и Братской ГЭС на реке Ангаре.

В тех местах, где озер нет или их мало, человек создает их сам. Таких озер, сооруженных человеком, в СССР более 65 тысяч, и скоро их будет еще больше. Рост экономики СССР требует, чтобы быстрее были освоены озера не только крупные, но и средние и малые. Нам надо знать характеристику озер, как будет снабжена водой территория нашего государства на многие десятилетия.

Упражнение 61. Прочитайте несколько раз.

Сокращения:

Аистёнок:

Упражнение 62 (графическое). Каждый пример напишите несколько раз, затем все упражнение.

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ

1. Применяйте полученные знания по стенографии на уроках истории, обществоведения, литературы. Первоначально вы будете использовать лишь отдельные стенографические знаки — сокращения часто встречающихся слов и словосочетаний. Постепенно таких знаков станет больше, получится смешанное письмо, и незаметно для себя вы перейдете к дословному стенографированию. Это поможет достигнуть большой скорости записи.

2. Стенографирование — процесс не только умственный, но и физический, он требует выработки ряда профессиональных качеств, прежде всего собранности, умения сосредоточиться только на голосе говорящего или диктующего. Стоит отвлечься хотя бы на секунду, пропустишь несколько слов.

Второе качество — выдержка: стенографирующий не имеет права переспросить диктующего, если он не расслышал или не успел записать. В таком случае надо оставить пропуск в стенограмме, а потом уточнить.

Третье качество — выносливость: на практике придется стенографировать не 3—5 минут подряд, как это принято на большинстве уроков стенографии, а в течение 20—30 минут, а иногда и больше, без перерыва. Поэтому надо больше тренироваться в длительной записи во внеучебное время. С разрешения преподавателя или руководства такую тренировку можно организовать и в школе, диктуя друг другу или записывая, пользуясь магнитофоном.

Когда приобретете некоторые навыки письма на пишущей машинке, полезно также тренироваться на ней в расшифровке своих стенограмм. Стенография не является для вас самоцелью, а лишь подсобным знанием, но где бы вы впоследствии ни учились, какую бы должность ни занимали, умение стенографировать окажет вам неоценимую услугу.

Те из вас, которые проявят большой интерес к изучению стенографии, смогут путем дополнительной тренировки во внеучебное время, а также по окончании школы (самостоятельно или на специальных курсах) повысить скорость записи до 110 и более слов в минуту, т. е. приобрести специальность профессионала стенографа высшей квалификации (съездовского стенографа).

На предыдущую | В содержание | На следующую
 

 

 


 

2010. Стенография