Стенография / На главную

 


Глава VIII. ФРАЗЕОГРАММЫ
§46. Фразеограммы с пропуском слов
Пропуск близких или противоположных по значению слов

В нашей речи много словосочетаний, состоящих из слов, настолько близких или, наоборот, противоположных по смыслу, что, услышав первое слово, мы невольно ждем последующего, соединенного с первым союзом И. В таких словосочетаниях выписывают первое слово, а союз И со следующим за ним словом обозначают дугой. Это начертание в стенографии называют знаком связанных понятий.

Примеры:

Нельзя смешивать прием записи словосочетаний с повторяющимися словами с приемом записи близких или противоположных по смыслу слов.

Сопоставьте эти два приема:

Упражнение 182. Напишите фразеограммы и проверьте.

Комсомольцы и комсомолки, комсомольцы и коммунисты, выполнение и перевыполнение, выполняли и будем выполнять, воспитание и образование, все ближе и ближе, растения и животные, все более и более, все менее и менее, предприятия и учреждения, поэты и писатели, рабочие и колхозники, рабочие и крестьяне, поэзия и проза, области и края; области, края и республики; снизу доверху, армия и флот, форма и содержание, механизация и автоматизация, колхозы и совхозы, колхозники и колхозницы, стратегия и тактика, изучали и изучаем, фабрики и заводы, права и обязанности, партия и правительство, литература и искусство.

Таким же способом (т.е. применением дуги вместо пропущенных слов) можно записывать и хорошо знакомые словосочетания, лозунги, пословицы, поговорки, длинные названия и т.п.

Упражнение 183. Прочитайте.

Упражнение 184. Застенографируйте медленно, применяя все известные вам фразеограммы и сокращения, а затем несколько раз под диктовку, добиваясь скорости 60—70 слов в минуту.

Сегодня миллионы советских людей участвуют в управлении государственными и общественными делами. Достаточно сказать, что в составе Советов находится более двух миллионов депутатов. Рука об руку с ними действуют миллионы и миллионы активистов профсоюзов, комсомола и общественных организаций, роль которых в решении социально-экономических задач постоянно возрастает. Большие задачи стоят и перед органами народного образования, культуры, творческими союзами.

ЦК КПСС рассматривает совершенствование работы с кадрами общеобразовательной, профессионально-технической и высшей школы как одну из важнейших задач. Необходимо неуклонно следовать ленинскому требованию — теснее связать нашу школу со всем ходом коммунистического строительства, способствовать формированию у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения, политической сознательности и трудолюбия.

Как указывал В. И. Ленин, «вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще... не может быть никакой внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

На предыдущую | В содержание | На следующую
 

 

 


 

2010. Стенография