Стенография / На главную

 


Глава IV. ПРИСТАВКИ
§29. Пропуск второй приставки слова

Из двух приставок пропускают вторую, если это не меняет смысла слова.

Примеры:

Если пропуск второй приставки изменяет смысл слова, то ее следует оставить. Если второй приставкой является ЗА или РАЗ, их пишут соответственно буквами 3 или Р.

Примеры:

Упражнение 95. Добейтесь беглого чтения стенограммы, затем слова застенографируйте. После проверки напишите каждое слово несколько раз, затем все упражнение под диктовку напишите 2—3 раза.

Распространять, предложить, предположить, вознаградить, беспощадный, беспросветный, предотвратить, предрассветный, перенапряжение, беспризорный, безнадзорный, незамедлительно, благосостояние, неразрывно, непрерывно, предрассудок, недолго, незадолго, обнаружить, неотложный, непреложный, незаменимый, безвозвратный, преднамеренный, предпосылать, высокоразвитый, непримиримый, неизмеримый, неисчерпаемый, неиссякаемый, неприемлемый, нерешенный, неразрешенный, неразработанный, недоработанный, недоработка.

Упражнение 96. Застенографируйте, после проверки каждое слово напишите несколько раз, потом все упражнение под диктовку 2—3 раза.

Распространяющийся, предвосхищают, беззащитность, вознаграждают, безрассудство, предотвращают, перенапрягаются, предрасполагающий, наперечет, перерасчет, обнаружить, безличный, безразличный, безналичный, незаметно, некрытый, непокрытый, незакрытый, нераскрытый, распрощаться, безотлагательный, безотказный, безотрывно, заразительно, негодный, непригодный, предпосылк(а), незамысловатый, бессознательность, беспощадно.

Упражнение 97. Прочитайте, каждое слово напишите несколько раз.

Упражнение 98. Прочитайте, несколько раз перепишите.

Упражнение 99. Застенографируйте, после проверки напишите несколько раз под диктовку.

Сокращения:

Со стенографией мне пришлось быть знакомым не один десяток лет. В студенческие годы я изучил стенографию прямо по учебнику и записывал лекции. Изучение стенографии приносило мне большое внутреннее удовлетворение, и именно потому, что стенография является чрезвычайно остроумно логически построенной системой, развивающейся из нескольких данных элементов. Совершенно бесспорно, что изучение стенографии почти так же дисциплинирует ум и приемы работы, как точные науки, например математика.

С другой стороны, надо рассеять то предубеждение, бу(д)то стенография является какой-то недосягаемой и чрезвычайно сложной отраслью знаний. Совершенно наоборот: ввиду своей логичности, законченности и систематичности она очень легко — элемент за элементом — укладывается в памяти и в дальнейшем требует лишь постепенной отшлифовки в смысле ускорения записи.

Я считаю, что при обучении в нашей средней и высшей школе стенография совершенно не встретит никаких затруднений. Это полезное практическое знание смогут изучить все почти что между делом. По своей сущности стенография является письмом нашей новой, бурной эпохи, требующей лаконичности, точности и быстроты. (П. М. Керженцев, советский историк и государственный деятель (1881—1940).

Упражнение 100. Прочитайте, расшифруйте, напишите несколько раз под диктовку.

Упражнение 101. Застенографируйте, напишите несколько раз под диктовку.

Сокращения:

БОГАТЫРЬ НАШЕЙ НАУКИ

В юности его беспокоил вопрос: не перевелись ли на Руси богатыри науки? Всей своей жизнью он на него ответил. Выиграть время, успеть обеспечить безопасность Родины и всего мира от угрожающей катастрофы — вот что было целью его жизни. «Не та задача, чтобы беречь себя! — сказал он однажды. — Если бы жил второй раз, то убедил бы всех своих сотрудников еще быстрее крутиться!» Среди многих тысяч людей, решавших атомную проблему, не было человека более уважаемого, чем академик -.Курчатов — великан с медленной походкой и лучистыми глазами.

Шел 1941 год — первый год Великой Отечественной войны. Одна из лабораторий Ленинградского физико-технического института, где работал Курчатов, занималась очень важной оборонной проблемой — защитой кораблей от магнитных мин.

Упражнение 102. Прочитайте, расшифруйте, напишите под диктовку продолжение предыдущего текста.

Упражнение 103. Прочитайте, расшифруйте.

Сокращения:

Сокровища народу.

Упражнение 104. Зашифруйте продолжение предыдущего текста, напишите несколько раз под диктовку.

Сокращения:

По сведениям, опубликованным в 1900 году знаменитым искусствоведом Бенуа, было известно, что в юсуповском собрании имеются произведения голландских, фламандских и французских мастеров, мраморные скульптуры, среди которых центральное место занимала работа великого французского скульптора Кановы «Амур и Психея», исполненная автором по специальному заказу.

Однако, когда после издания декрета 22 февраля 1919 года о национализации дворца Юсуповых сотрудники комиссии пришли туда и принялись за опись художественных произведений, наиболее ценные произведения живописи и скульптуры не были обнаружены.

При повторном изучении залов бельэтажа, где была размешена у Юсуповых картинная галерея, работники комиссии взяли для проверки план, и тогда стало ясно, что двери одной из ротонд, расположенной посредине галереи, были так умело замаскированы, что ускользнули от их внимания. При вскрытии этих дверей они оказались среди нагромождения такого количества первоклассных произведений, какому мог бы позавидовать любой музей.

Посредине зала стояла скульптурная группа «Амур и Психея». Были проведены большие профилактические работы, после которых была, обеспечена возможность обозрения сокровищ народом. Сейчас эти бессмертные произведения искусства хранятся в Эрмитаже.

На предыдущую | В содержание | На следующую
 

 

 


 

2010. Стенография