Стенография / На главную

 


Глава VIII. ФРАЗЕОГРАММЫ
§42. Запись второго слова (существительного) конечным знаком или серединой слова

Вы уже знаете группу существительных, которые и при отдельном написании обозначают концом слова. Соединение этих существительных с прилагательными или другими частями речи не представляет никаких трудностей ни в письме, ни в чтении.

Примеры:

Упражнение 169. Прочитайте фразеограммы и спишите.

Упражнение 170. Напишите фразеограммы.

Повышение квалификации, промышленное оборудование, сельскохозяйственное оборудование, государственная организация, партийная организация, летний период, пусковой период, географическое положение, международное положение, систематическое повышение, быстрое повышение, импортный продукт, экспортные продукты, научно-технический прогресс, систематический прогресс, технический процесс, технологический процесс, уголовный процесс, художественный фонд, земельный фонд. Имеется еще группа существительных, которые в отдельности пишут почти полностью, а во фразеограммах обозначают либо концом, либо серединой слова.

Изучите гнезда таких фразеограмм.

Упражнение 171. Прочитайте фразеограммы, проверьте по тексту, после чего напишите несколько раз, сначала медленно, потом под диктовку.

Управленческий аппарат, счетный аппарат, большая забота, огромная забота, административное законодательство, советское законодательство, дружественные отношения, добрососедские отношения, московское совещание, всероссийское совещание, техническое совещание, тимирязевское учение, павловское учение, текущий ремонт, капитальный ремонт, военные резервы, денежные резервы, художественное руководство, хозяйственное руководство, научное руководство, государственный фонд, художественный фонд, угольные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, главная задача, громадная задача, грандиозные задачи, техническая проблема, международные проблемы, тракторное машиностроение, химическое машиностроение, проблема мира, борьба за мир во всем мире, очередные проблемы, национальная проблема, постоянная забота, научный опыт, лабораторные испытания, материальные ресурсы, экономический показатель, годовые показатели, всестороннее развитие, быстрое развитие, систематический ремонт, аварийный ремонт, литературный фонд, в данном случае, в том случае.

Упражнение 172. Напишите текст сначала медленно, применяя все пройденные сокращения и фразеограммы, а затем под диктовку 2—3 раза с нарастающей скоростью.

Сокращения:

ЗАВОД ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ ТРУДА

Территория Ангарского цементного завода напоминает цветущий сад. В помещении цехов поражают почти лабораторная чистота, свежий воздух, кафельные стены.

В силу своей специфики цементное производство традиционно считается одним из наиболее неблагоприятных с точки зрения охраны труда. Это определяется технологическим процессом изготовления цемента и конструкцией оборудования. На всех стадиях производственного процесса происходит сильное образование пыли и газов: при подготовке сырья, обжиге клинкера, на транспортных операциях. Кроме того, в основных цехах цементных заводов отмечается неблагоприятный микроклимат из-за избыточного тепла и интенсивного шума.

Правда, в последние годы цементные заводы наряду с механизацией и автоматизацией технологических процессов, позволившими упразднить тяжелый физический труд, осуществляли ряд мер по герметизации оборудования. Установлены более совершенные электрофильтры, улучшена вентиляция. Однако на отдельных предприятиях работа по улучшению условий труда производится еще недостаточными темпами.

Опыт ангарцев может принести коллективам этих предприятий большую пользу. Ангарский цементный завод удостоен звания «Предприятие высокой культуры», и он действительно может считаться образцовым по условиям труда и культуре производства. Ангарцы доказали, что и в условиях данной отрасли может быть создан завод-лаборатория.

На предыдущую | В содержание | На следующую
 

 

 


 

2010. Стенография